Сначала эта книга мне очень понравилась, где-то к середине я разочаровалась... Не хочется заниматься перессказом, но упомяну некоторые образы, которые меня обескуражили.
Например, одна из знакомых автора занималась оккультизмом и держала черного пуделя. А черный пудель, вестимо, в художественной литературе символизирует Мефистофеля. Пришлось архимандриту наставлять дамочку на путь истинный, что не составило труда, поскольку черный пудель проявил свою дьявольскую сущность (например, неадекватно себя вел во время обряда освящения дома). Архимандрит напомнил дамочке художественные образы из "Фауста" (причем здесь Библия??) и дамочка завязала с оккультизмом навсегда. О дальнейшей судьбе пуделя автор не пишет, я искренне надеюсь, что с ним все в порядке. Но каково мракобесие, а?
Ну и много всего в этом духе - Божье наказание наступает быстро и неотвратимо, происходящие совпадения (промысел!) - пища для любого сценариста мексиканских сериалов, снобизм высоких церковных чинов преподносится как нечто естественное, а отсутствие снобизма - героизм, достойный увековечивания в письменах.
Всё прекрасно, но... какой то душок знакомый.Это такой тонкий как "Шанель №8" антисоветизм.Зачем?Ведь отец Тихон православный и должен прощать а не осуждать? Может быть хватит уже на эту тему?Посмотрите на себя хоть с малой долей критики и покайтесь.
1.Вы же все там умненькие в этой книге.А на чьи деньги выучились?
2.Всё то вы о себе, да о себе.Прямо корпорация такая змкнутая.А Христос то где всё ходил?
3.Вот Ленин не верил, значит плохой.А Пушкин верил значит хороший.А поумней то можно? Глупо ведь.Че Гевара и Гагарин не верили значит они плохие? А Трумэн,Басаев и Франко верили значит они хорошие?
4.С убийцами царя вообще бы уж не возникали в РПЦ.
Ведь царь был помазанник божий и глава церкви.А вы хоть слово сказали в его защиту? Вы ведь его сами просто предали.Держали его в заключении полгода, а потом большевикам сдали.А он нужен был большевикам?Зато теперь паразитируете на его убийстве.Экая хитромудрость!
5.Ну ладно соввласть была плохая. Ну вот теперь Ваша власть.И что вы делаете.Вы прямым ходом идёте к ситуации 1917 года.За что церковников тогда вот те мужики,которых вы судите, вознелюбили?За свинство, за пьянство,за любовь к деньгам, за ложь и так далее..Те пьяные мужики ни царя ни Христа не продавали.
6.Такие вы правдецы прямо.А замолвить за народ словечко слабо? Вон Гермоген самому Иоанну Грозному в глаза правду говорил.
Короче завязывайте со своим анисоветизмом.Себя только навозом мажете.
А так книга ничего."Нравы святой обители". Почитать интересно было.
В.Романов.
Книга так распиарена, что писать полноценную рецензию с однозначной оценкой сложно. Поэтому несколько наблюдений…
1. Книга по сути – мемуары. Это сборник рассказов-воспоминаний и наблюдений автора – начиная от его обретения веры и заканчивая обретением духовного «статуса». Про статус я написала неслучайно: в мире Церкви столько званий и должностей, что даже освоив это произведение, в голове иерархии не складывается.
2. Понятно, что книга написана для читателя, а не просто по велению души автора. Об этом говорит грамотная структура (длинные рассказы о житие именитых старцев перемежаются короткими библейскими притчами, углубление в историю сменяется забавными случаями из современности) + оформление книги (иллюстрации на каждой страницы, сделанные на основе фотографий героев книги, монастырей, просто видов).
Думается, что в создании в некотором роде бестселлера автору помогла его общественная и культурная деятельность(привожу выдержки из Википедии):
Во время работы в Издательском отделе Московской Патриархии принимал участие в подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси. Являлся консультантом и автором сценариев первых фильмов о духовной истории России.
Имеет репутацию близкого к Кремлю человека и духовника В. В. Путина.
Сопровождал Владимира Путина в частной поездке в Псково-Печерский монастырь в августе 2000 года, также в сентябре 2003 года сопровождал Президента Российской Федерации в США. И т.д.
3. Книга не носит нравоучительного характера, но некий снобизм все же присутствует. Часто как бы вскользь говорится о том, что служители церкви могут испытать такие эмоции, которые недоступны мирянам…
4. Истории о старцах – самые лучшие в книге. Конечно, мудрость этих людей (Архимандрит Иоанн Крестьяникин), принципиальность (отец Алипий), стойкость (отец Гавриил) вызывает огромное уважение. Самым импонирующим мне персонажем стал Епископ Василий (Родзянко) – удивительное человеколюбие, готовность действовать, жертвенность. Главу про него я рекомендую прочитать всем без исключения (она называется «Преосвященнейший послушник»). Тут можно только сказать «Бывают же такие люди!».
Возникает ощущение, что путь к вере – тоже обстоятельство немаловажное. В советские годы это был для многих единственный способ полного протеста действиям властей, реакция на ужасы войны, эти люди прошли столько страшных событий, что уход в Церковь стал для них органичным. И то, что они передавали ученикам – действительно интересно и значимо. Немаловажно, что люди эти были деятельными, и не просто уходили из мира и жили в глуши, а боролись за благополучие и сохранение храмов, в том числе и в материальном плане. Люди великих мыслей и в то же время – великих дел.
Увы, прочитав несколько последних глав о молодых служителях Церкви, сказать того же не могу. Нет тут ни такой способности проникать в души, ни способности одной фразой перевернуть мир человека, ни тяжких трудов… Почему: легкий путь к вере, незрелость?.. Но в ответ на «мудрости» этих священников хочется в лучшем случае пожать плечами. Пример из текста:
Или как-то отец Рафаил шел мимо кладбища и услышал, как за оградой какая-то женщина кричит, воет, убивается над могилой. Спутникам отца Рафаила стало не по себе от передавшегося им ужаса и безисходности.
– Как страшно плачет эта раба Божья… - сказал кто-то.
Но отец Рафаил ответил:
– Нет, это не раба Божья! Это плачет неправославный человек. Христианин с отчаянием горевать не может.
Ну что ж, без комментариев… Ее проблемы, как говорится, можно проходить мимо. Интересная позиция для священника.
Ради справедливости отмечу, что и мирянам Архимандрит Тихон воздает должное, вспоминая интересные случаи о знаменитых и не очень людях. Особенно меня умилил диалог батюшки и милиционера на дороге, потребовавшего документы у священнослужителя:
– Ладно, бери. Ваше дело – наказывать! Это наше дело – миловать!
– Ну во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог!
5. Рассказы о чудесах… Часть из них действительно поражает (удивительное стечение обстоятельств при разоблачении Августина, случай с Валентиной Павловной Коноваловой), часть просто любопытна – истории с печорскими пещерами, в которых упокоены монахи. Множество примеров можно трактовать как чудо или как счастливое совпадение.
6. Книга не без юмора (порой даже «черный»), что ее безусловно, украшает.
Коммунист из Финляндии задал отцу Алипию фирменный вопрос атеистов того времени:
– А не объясните ли Вы, почему космонавты в космос летали, а Бога не видели?
Отец Архимандрит участливо заметил ему:
– Такая беда может и с Вами случиться: в Хельсинки бывали, а президента не видели.
Впечатление неоднозначное… Ее безусловная ценность – рассказы о жизни монастырей, храмов, паствы, старцев (большинства из них уже, увы, нет). Однако не покидает ощущение «вылизанности», «приглаженности», думается, что не все так гладко в этом королевстве. Обычным людям (как мне) непонятным кажется жесткое следование обрядам, даже тогда, когда лучше помочь людям (в годы войны, к примеру), странным – обретение другого имени в лоне Церкви.