
Фото: из личного архива Фото: из личного архива
Пока во всем мире государственно-частное партнерство (ГЧП) активно развивается, в России только формируется основа для его развития. О ГЧП сегодня говорят многие, но мало кто детально разбирается в этом вопросе, а еще меньше тех, кто реально работает по его механизмам.
На сегодняшний день потребность в подобных проектах, особенно в области ЖКХ, ощущается остро, но законодательная база несовершенна. Да и местные чиновники порой воспринимают частного инвестора как бюджетозамещающую сторону. Однако главное условие инвестирования, о котором в последнее время говорят на самом высшем уровне руководства страны, — инвестиции должны быть возвратными. Иначе их смысл полностью выхолащивается.
Сегодня в отрасли коммунальной инфраструктуры основной формой сотрудничества бизнеса и власти является концессия, которая на практике исключает возможность возврата инвестиций, определяемую ростом тарифов. Кроме того, отсутствие долгосрочных тарифов является причиной, по которой банки не решаются на финансирование концессионера в проектах водопроводно-канализационного хозяйства.
Так, например, в Краснодарском крае ООО «Югводоканал» в прошлом году пыталось привлечь на стадии заемного финансирования синдицированный кредит Европейского банка реконструкции и развития и Внешэкономбанка. Однако из-за неудовлетворительного финансового положения концессионера, которое вызвано в первую очередь недостаточным тарифным регулированием, кредитные организации, проанализировав предоставленную финансовую модель, не смогли получить достоверное подтверждение возможности возврата заемных средств. И в предоставлении кредита было отказано. А как иначе, когда «Югводоканал» был единственной ресурсоснабжающей организацией в крае, у которой с 2008 года тарифы не росли, а с 2013 года вообще были снижены на 16%? Остается лишь отстаивать экономические интересы в судах.
Тарифные органы должны понимать, что инвестиционная деятельность не является безвозмездной и не должна вести к банкротству регулируемых предприятий. Безусловно, сделать эффективные инвестиционные проекты для обеих сторон можно, но для этого необходимо приложить усилия и государству, и бизнесу.
Инвестору наиболее комфортно работать в тех регионах, где местная власть четко формирует задачи территориального развития, подкрепляет их соответствующими экономическими решениями и наряду с частным инвестором принимает участие в финансировании совместного проекта.
И такие успешные примеры работы в отрасли есть. Например, в Ростове-на-Дону схема ГЧП выглядит следующим образом: сочетание договора аренды и инвестиционного соглашения. И это один из примеров консенсуса в сегодняшних реалиях, позволяющий достигнуть главную цель — повышение качества и надежности услуг для населения.
К сожалению, с 2013 года водопроводно-коммунальной отрасли законодатель оставил единственную форму взаимодействия отрасли, государства и частного капитала — концессию, которая практически исключает в нынешних реалиях возможность возврата инвестиций частного партнера.
Эта модель хотя и является перспективным способом организации бизнеса в коммунальной сфере, но пока не может оставаться единственной возможностью преобразований в секторе водно-канализационного хозяйства. На наш взгляд, необходимо учесть доводы о необходимости дифференцированного подхода к развитию инфраструктурных комплексов в зависимости от социально-экономических, политических, экологических факторов. И не забывать про главное: единство частного и публичного партнеров в понимании сути государственно-частного партнерства — залог больших достижений в этом непростом направлении, особенно если речь идет о коммунальной инфраструктуре.