В.В. Бычков.
Эстетика. М., Гардарики, 2002. С. 556.
АННОТАЦИЯ
Книга
крупнейшего отечественного специалиста в области эстетики, заведующего сектором
эстетики Института философии РАН, лауреата Государственной премии России В.В.
Бычкова представляет собой учебникнового поколения, основывающийся на
последних достижениях современного гуманитарного знания и ориентированный на
менталитет молодежи ХХI века.В нем дан полный курс
эстетики в современной авторской интерпретации. Состоит из двух разделов.
В Разделе первом дается краткий очерк
истории эстетической мысли (Гл. 1), в котором наряду с традиционным материалом
западноевропейской эстетической мысли от античности до ХХ в. впервые
представлен материал
византийско-русской православной эстетики от ранних отцов Церкви до ХХ в.
Особенно подробно изложены эстетические взгляды патристики, Вл. Соловьева, П.
Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, а также русских символистов,
футуристов, В. Кандинского, К. Малевича.
В гл.
2 «Основные эстетические категории» дано современное понимание основ, главных
идей, проблем и категорий классической
эстетики, фундаментально подкрепленное ярким историко-эстетическим материалом от античности до ХХ в. Опираясь
на опыт современной эстетики автор дает достаточно четкую дефиницию главной
категории эстетики эстетического,
которая описывает предмет эстетики. В понимании автора эстетика — это «наука о
неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к
действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (глубинного контакта
с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает
в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости,
катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я с Универсумом,
свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных
основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его
духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.» (с. 11). Эстетика — это «наука
о гармонии человека с Универсумом», о путях и формах достижения человеком полноты бытия. На этом понимании
предмета эстетики, которое автор основывает на своем личном опыте изучения
истории и теории эстетики, а также систематического изучения истории искусства
по оригиналам, включая и самые современные арт-практики, он строит и все здание
эстетики: осмысливает основные эстетические категории, понимаемые как
модификации эстетического, и дает
современную трактовку феномена искусства (Гл. 3). При этом игра и ирония
осмысливаются в качестве универсальных и особо значимых для искусства ХХ в.
эстетических категорий, а в главе об искусстве дается новое понимание ряда
сущностных принципов искусства (особенно художественного
образа, художественного символа, формы-содержания, канона).
Раздел второй содержит уникальный
материал новейшей неклассической эстетики (нонклассики), возникшей на
основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического
опыта ХХ в. и актуального философско-эстетического дискурса. Здесь автор
исходит из двух концептов, выведенных на основе досконального изучения художественной
культуры ХХ в. в контексте всей истории европейско-средиземноморской культуры.
Во-первых он вводит,
разработанную им в последние 15 лет концепцию замещения Культуры (с прописной буквы) пост-культурой(ПОСТ-культурой), как главного
процесса, характеризующего культурно-цивилизационную ситуацию западного мира в
ХХ в. (Гл. 4). Под Культурой автор
понимает всю материально-духовную деятельность (и ее результаты) человечества
предшествующих 5-ти — 6-ти тысячелетий, как minimum, возникшую в ситуации
ориентации человека на объективно существующую духовную реальность — Великого Другого (богов, духов, Бога,
Абсолют, Дух, Первопринцип и т.п.) и имеющую позитивную, нравственно и духовно
ориентированную ценность для человека. Активно начавшийся со времен Ницше
процесс переоценки всех ценностей Культуры привел в ХХ в. к возникновению пост-культуры — некоей будтокультурной (в рамках техногенной
цивилизации) деятельности поколений людей, отказавшихся от веры в Великого
Другого и ориентирующихся в своей деятельности только и исключительно на
безграничные возможности человеческого разума. Динамика искусства и
эстетического сознания ХХ в.
рассматривается автором как некий барометр этого глобальнейшего в истории
человечества переходного процесса неизвестно к чему: то ли к невиданному по
масштабам скачку на новый уровень сознания, ментальности, духовности, то ли — к
катастрофе, полному уничтожению человечества, нарушившего изначальную
экзистенциальную гармонию: человечество
— Великий Другой.
Во-вторых,
автор вводит здесь свою классификацию с достаточно четкими дефинициями
хронотипологических этапов движения искусства в ХХ в.: авангард — модернизм — постмодернизм применительно к художественно-эстетической
сфере и дает подробную феноменологическую картину основных направлений в
искусстве ХХ в. (Гл. 5 и 6). Авангард
— вся совокупность бунтарских, манифестарных, новаторских направлений первой
половины века, ориентированных на принципиальную переоценку (как правило,
отрицание) традиционных эстетических ценностей и абсолютизацию отдельных
принципов художественного выражения. Модернизм
— своего рода академизация и легитимация авангардных находок в художественной
сфере середины столетия. Постмодернизм
— своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями культуры,
включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего
эстетизма.
Опираясь
на опыт анализа искусства ХХ в. и главных тенденций его дрейфа, а также на
современный философско-эстетический дискурс, автор выводит систему основных паракатегорий неклассической эстетики,
прописав 15 из них (Лабиринт, Абсурд, Жестокость, Повседневность, Телесность,
Вещь, Симулякр, Артефакт, Объект, Эклектика, Автоматизм, Заумь, Интертекст,
Гипертекст, Деконструкция) и показав, что она остается открытой для дальнейшего
исследования (Гл. 7).
В
Приложении представлены темы основных семинарских занятий по курсу и широкий
спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и дипломных работ с
соответствующей библиографией. Учебник снабжен именным и предметным
указателями. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей всех
гуманитарных дисциплин - философов, филологов, искусствоведов, культурологов,
богословов, историков; он будет полезен и всем, желающим повысить свой
эстетический вкус, понять суть процессов, протекающих в современном самом
«продвинутом» искусстве.
Рекомендован
в качестве учебника для гуманитарных направлений и специальностей вузов России
Научно-методическим советом Министерства
образования Российской Федерации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел первый. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
Глава I. Эстетика в свете истории
§ 1.
Имплицитная эстетика
Античность
Патристика
.
Греко-православное
направление
Западноевропейское
направление
§ 2.
Эксплицитная эстетика
Западная
Европа
Россия
Глава II. Основные эстетические категории
§ 1.
Эстетическое
Место и функции
эстетического в жизни и культуре
Реализация эстетического
Катарсис
§ 2. Вкус
§ 3.
Прекрасное. Красота
Прекрасное в
имплицитной эстетике
Прекрасное в
эксплицитной эстетике
§ 4.
Возвышенное
Возвышенное в
имплицитной эстетике
Возвышенное в
эксплицитной эстетике
§ 5.
Безобразное
Безобразное в
греко-римской античности
Безобразное в
христианской эстетике
Безобразное в
философской эстетике
§ 6. Игра
§ 7.
Трагическое. Комическое. Ирония
Трагическое
Комическое
Ирония
Глава III. Искусство
§ 1. Искусство
как эстетический феномен
Искусство в
античном мире
Искусство в
христианской культуре
Искусство в
эпоху научно-технического прогресса
§ 2. Основные
принципы искусства
Мимесис
Художественный
образ
Художественный
символ
Канон
Стиль
Форма-содержание
Раздел второй.
НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В XX ВЕКЕ
Глава IV. Эстетика парадокса
§ 1. Глобальные
метаморфозы культуры
Духовные
приоритеты Культуры
Пост-культура
§ 2. Основная
симптоматика эпохи
Ницше
Фрейдизм
Значимые
парадигмы столетия
§ 3. Главные
тенденции художественно-эстетического сознания
Переоценка ценностей
Конвенциональная
эстетика
Эстетический
телеологизм художественной культуры
Новые парадигмы
сознания
Глава V. Феноменология искусства: Авангард
§ 1. Общие
принципы .
Классификация
§ 2. Основные
направления авангарда
Экспрессионизм
Кубизм
Абстрактное
искусство
Конструктивизм
Футуризм
Дадаизм
Сюрреализм
Глава VI. Феноменология искусства: Модернизм.
Постмодернизм........
§ 1. Модернизм
Символ XX века
Конкретное
искусство
Абстрактный
экспрессионизм
Поп-арт
Минимализм
Концептуализм
§ 2. Постмодернизм
Персонажи
Энвайронмент
Акционизм
Глава VII. Паракатегории
нонклассики
§ 1. Лабиринт
§ 2. Абсурд
§ 3. Жестокость
§ 4. Повседневность
§ 5. Телесность
§ 6. Вещь
§ 7. Симулякр
§ 8. Артефакт
§ 9. Объект
§ 10. Эклектика
§ 11. Автоматизм
§ 12. Заумь
§ 13. Интертекст
§ 14. Гипертекст
§ 15. Деконструкция
§ 16. Итоги радикального эксперимента
Вместо Заключения. Постнеклассическая
эстетика
Приложение
I. Темы семинарских занятий
II. Темы студенческих рефератов и курсовых работ
III. Список дополнительной литературы
Именной указатель
>
Предметный указатель